1. Пионер с горном. Зачем его привезли - никто не знает. Школы тогда еще не было. Поэтому его поставили напротив штаба, но за забором. Там он простоял лет 30. За это время успели построить школу, а пионер с горном все стоял в сторонке. Потом его перетащили на большую клумбу перед школой. Там он простоял недолго и в 90-х пропал. Может, сам рассыпался, может, по идеологическим соображениям сняли. Теперь на большой клумбе перед школой стоит пустой постамент. Лет десять уже.
2. Белые олени. Три оленя в масштабе 1:2. Офигительно красивые и романтичные. Они стояли возле КПП, за которым начиналась "зона" - совсем уж секретные военные объекты. Этот КПП был жутко далеко, пешком не дойдешь, а на велике добраться можно, но страшно, потому что машины ездят. Это нам лет в 7 так казалось. Но если набраться смелости и доехать до зоны, то открывалось фантастическое зрелище - белые фигуры оленей на фоне зеленого леса. Потом романтики стало поменьше, на зону мы ходили за грибами, а прогулки "к белым оленям" стали типичным маршрутом для парочек. Олени рассыпались тоже в 90-х. То ли от старости, то ли кто-то по пьяни в них врезался на машине. До сих пор их жалко.
3. Пограничник. Огромная, метра четыре, фигура пограничника с овчаркой. Считалось, что это сам Карацупа и его верный пес Индус, задержашие более 400 нарушителей границы, из них более 200 - живыми. По слухам, эта статуя стояла в 30-40 годы на ВДНХ рядом со столь же огромными фигурами знатных доярок и передовых шахтеров. При разоблачении культа личности эти статуи сломали, а пограничника (как-никак, военный) отправили в ссылку в новую воинскую часть. В детстве мы забирались на шею собаке, откуда можно было дотянуться до затвора винтовки Карацупы. Выше забраться было нельзя. Поскольку статуя стояла у главного въезда в городок, у Пограничника назначали деловые свидания, до Пограничника провожали гостей и к Пограничнику водили на экскурсии любителей монументальной пропаганды. Когда я был маленьким, Пограничник был зеленым, как и полагается пограничнику. Потом его много раз перекрашивали, его последним цветом был серый. Неделю назад он окончательно одряхлел, с него посыпались куски фуражки и винтовки, и командир части приказал его от греха снести. Сейчас там куча щебня, которую никак не вывезут.
4. Ленин. Про него и сказать-то нечего. Обычный Ленин, как везде. Стоял возле Гарнизонного дома офицеров. В начале девяностых был немного облит краской, потом восстановлен в былой красе. И сейчас стоит. Я бы с радостью променял его на Пионера, Белых Оленей или Пограничника.