В течение последних нескольких лет я довольно активно следил за разными аукционами, на которых продаются книги русской эмиграции, и заметил ряд тенденций. Цены на книги такого рода определяются рядом очевидных параметров: книга в хорошем состоянии стоит дороже, чем такая же, но в плохом; книга с автографом автора стоит дороже, чем такая же, но без автографа; книги известных авторов стоят дороже, чем менее известных и т.д. Есть влияние моды и массовых вкусов: например, из авторов третьей эмиграции очень дорого стоят Бродский и Довлатов, остальные авторы - во много раз дешевле.
Но вот если взять книги сравнительно малоизвестных авторов (т.е. не входящих в обязательную школьно-университетскую программу), изданные примерно в одно время, в одной категории (т.е. мы отличаем ди-пи 40-х от США 80-х), в схожем состоянии и т.д., то цены варьируются примерно так:
1) книга "Как мы с фашистами вешали жидобольшевиков" - 500 долларов;
2) книга "Как мы с немцами освобождали Россию от коммунистов" - 300 долларов;
3) книга "Как я случайно попал к немцам в плен и был вынужден пойти в конюхи" - 100 долларов;
4) книга "Как Петя полюбил Машу" - 5-15 долларов.
Иными словами, чем более книга антисоветская, тем дороже она стоит. Антисоветская - не в переносном смысле, а в самом прямом, на актуальную в каком-нибудь 56-м году политическую тему типа "Выступление кровавого палача Хрущева перед судостроителями Туркмении - чем это грозит миру?" Из всего этого следуют два вывода:
1) Да, на книги антисоветского, власовского, антикоммунистического и т.п. содержания существует высокий устойчивый платежеспособный спрос, свидетельствующий о, как минимум, незатухающем интересе к этой теме. Это очень напоминает существовавший в 80-е годы повышенный интерес к Белому движению, монархизму, первой эмиграции и пр.
2) При смене нынешней идеологической накрутки эта кажущаяся на сегодняшний день маргинальной тенденция имеет очень большие шансы стать мейнстримом. Я лично не сомневаюсь, что именно так и будет.