Indefinite (definite) wrote,
Indefinite
definite

Categories:

Неэтнографические записки

До этнографических записок о Кении мне пока далеко - не так много я видел той Кении, чтобы было, что записывать. Зато сейчас я только что вернулся из индуистского храма, где отмечался праздник Наваратри и исполнялся традиционный танец "гарба".
Сразу скажу, что в индуизме я ничего не понимаю, так что мои впечатления абсолютно дилетантские.

В Найроби  (и вообще в Кении) живет много индусов. Их привезли англичане в начале 20 века, когда строилась железная дорога из Уганды через Найроби в Момбасу - большой порт на побережье Индийского океана. Англичане ушли, индусы остались. Сейчас дороги в Кении строят китайцы, а индусы (наряду с арабами) - уважаемое и влиятельное национальное меньшинство.

Так вот, приехали мы в храм в десятом часу вечера. Праздник уже начался. В огромном зале, который по сути был крытой верандой, танцевало несколько сотен человек. Они шли несколькими концентрическими кругами, хлопая в ладоши, кружась вокруг себя и перебирая ногами определенным образом. Это все сопровождалось достаточно медленной музыкой. Постепенно - очень постепенно, в течение часа - музыка ускорялась, танцоры кружились все быстрее, Да, забыл сказать, что почти все присутствующие были в национальной одежде, и все, особенно женщины, явно старались принарядиться как можно ярче. Сари и другие виды платьев, названия которых мне говорили, да я позабыл, были самых невероятных расцветок, и при этом еще были расшиты всяческими блестками. Кстати, оказалось, что традиционная женская одежда не очень приспособлена для современного мира - в ней нет карманов, так что мобильный телефон спрятать некуда. Но некоторые девушки нашли выход: у них на руке вместе с огромным количеством браслетов болтался небольшой чехольчик для мобильника. Причем чехольчик явно шился на заказ, так как был в одном стиле с платьем.

Больше всего меня поразило, что все эти люди (а их, напомню, было несколько сотен) не были профессиональными танцорами. Они просто пришли отмечать свой праздник и веселились сами для себя. Это выглядело настолько естественно, они были такими счастливыми, что я теперь иначе буду смотреть на танцы в индийском кино. Мне показалось, что для индийцев танец - на самом деле способ выразить какие-то чувства, в этом нет никакой условности или неестественности. Им хорошо, они радуются и танцуют. Я немного позавидовал. И самое удивительное, что абсолютно все танцующие были очень красивы - независимо от возраста, фигуры или черт лица. Потом, когда они переставали танцевать, можно было отличить симпатичную девушку от девушки не столь симпатичной, но в танце все были невероятными красавицами.

Потом музыка стала совсем быстрой, и танец закончился. Наступило время религиозной церемонии. Суть происходящего мне по-прежнему была абсолютно неизвестна, так что я просто глазел. Читали что-то напевное, ритмично хлопали в ладоши, в центре на вытянутых руках кружили блюда с зажженными огоньками. Потом протяжно сказали "оооммм" и пошли пить чай.

А потом началась самая интересная часть. Это снова был танец, но на этот раз в руках у танцующих были две палочки длиной сантиметров 40. Заиграла музыка, все постепенно стали возвращаться в зал. Сначала это было просто множество людей, собравшихся в одном месте, они стояли небольшими группами и разговаривали. Потом то один, то другой человек в разных частях зала начинал как бы просто так приплясывать под музыку и совершать определенные движения палочками. Он ударял своей палочкой палочку стоящего напротив человека, потом стучал одной своей палочкой о другую, потом снова скрещивал палочки. Эти очаги танца постепенно распространялись, возникали более многочисленные группы танцующих, и, наконец, танцевал весь зал. Больше всего это походило на закипание воды, когда маленькие пузырьки сливаются в большие и выплескиваются наружу. Мне показалось, что этот танец нравился участникам еще больше первого. Он, как и первый, вводил в транс, как танцоров, так и зрителей. Было уже заполночь, танец шел уже второй час, но темп только ускорялся. Кстати, иногда мелодия начинала напоминать что-то уже знакомое, то ли семь-сорок, то ли лезгинку. Некоторые мамы (и один папа) танцевали с маленькими детьми на руках - одной рукой прижимали к себе ребенка одного-двух лет, а в другой была палочка, которую они с увлечением скрещивали с партнерами по довольно сложной схеме. 

А больше всего мне понравилась одна девушка-неформалка. На ней была вполне национальная одежда (нечто вроде расшитой блестками туники), из-под которой выглядывали джинсы. В одной руке девушка держала палочку, которую она с азартным стуком ударяла о палочки партнеров, не забывая при этом самозабвенно кружиться и перебирать ногами. В другой руке у нее был мобильник, по которому она, не прерывая танца, строчила СМСки.
Tags: Кения
Subscribe

  • Гиганты

    Из Википедии: Георгий Владимирович Вернадский (20 августа 1887 — 12 июня 1973) — русский и американский историк-евразиец, сын Владимира…

  • Гуляя по парку,

    ... можно наткнуться на удивительные вещи.

  • Импортный товар

    Посреди большого-большого Бронкса есть большой-большой Ван-Кортландт-парк - фактически это лес. Сквозь парк проходит Кротонский акведук, который с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Гиганты

    Из Википедии: Георгий Владимирович Вернадский (20 августа 1887 — 12 июня 1973) — русский и американский историк-евразиец, сын Владимира…

  • Гуляя по парку,

    ... можно наткнуться на удивительные вещи.

  • Импортный товар

    Посреди большого-большого Бронкса есть большой-большой Ван-Кортландт-парк - фактически это лес. Сквозь парк проходит Кротонский акведук, который с…