
Согласно общепринятой версии, обретение этой иконы состоялось 2 марта 1917 года, в день отречения Николая Второго. Практически все описания этого события, которые мне удалось найти в сети, описывают произошедшие события одинаково:
"Крестьянке Евдокии Андриановой, из подмосковной слободы Перерва, в феврале 1917 г. было два сновидения. В первый раз она услышала голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся". Во втором сновидении Евдокия увидела белый храм, а в нем величественную женщину, в которой крестьянка узнала Божию Матерь.
Крестьянка, отправившись в Коломенское, пришла туда 2 марта, а увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый, в котором она узрела во сне Божию Матерь. Священник храма Николай Лихачев пригласил крестьянку в храм, где она осмотрела все находившиеся там иконы, но ни в одной из них не узнала явленного ей во сне образа.
Тогда по совету сторожа настоятель стал искать икону на колокольне, на лестнице, даже в чуланах. И вот в церковном подвале среди старых досок была найдена большая старая черная узкая икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то увидели на ней изображение: Божию Матерь, восседающую на царском престоле в красной порфире, с венцом на голове, со скипетром и державой в руках. У Нее на коленях – благословляющий Богомладенец Иисус Христос. Именно в этой иконе Евдокия узнала явившийся ей во сне образ". Источник
Народное почитание иконы началось вскоре после этого, но насколько быстро оно распространялось судить трудно. Тот же источник сообщает: "Весть о явлении новой иконы в день отречения государя от престола 2-го марта 1917 г., – писал профессор Андреевский, – быстро понеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви села Коломенского только на воскресные и праздничные дни..."
В течение первых месяцев информация об обретенной иконе передавалась богомольцами, а "первые печатные сведения о Державном образе, записанные настоятелем храма, в котором находилась чудотворная икона, о. Николаем Лихачевым, появились в журнале "Душеполезный собеседник" в октябре 1917 г. К этому же времени (сентябрю-октябрю), вероятно, относится отдельная листовка аналогичного содержания". Судя по всему, именно к этой публикации восходят все имеющиеся в Интернете тексты об обретении иконы.
"Взвихренная Русь" была опубликована в 1927 году в Париже, однако составившие ее главки появлялись в различных газетах и журналах на протяжении предыдущих 10 лет. В частности, главка "Святой ковчежец", откуда взят приведенный в начале отрывок, была опубликована 30 декабря 1917 года в газете "Новый вечерний час". По всей видимости, это первое в нецерковной литературе упоминание иконы.