Защищалась ее дипломница, писала про Толкина. Диплом хороший, девочка хорошая, рецензент написала суперположительную рецензию. При этом рецензент не что-либо как, а в теме, что нечасто бывает в подобных случаях. В 70-е годы работала переводчиком и редактором в "Радуге", чуть ли не с Кистяковским и Муравьевым лично знакома.
И вот, значит, дипломница выступила, пошли вопросы. Первый вопрос, понятно дело, про кино: "понравилось ли?" Ну, председатель комиссии Толкина, естественно, не читала, а про кино ей внук в свое время рассказал. Второй вопрос: "А почему такого замечательного (по вашим словам) писателя в Советском Союзе не издавали?" Просто подарок, а не вопрос. Ясное дело, потому что, во-первых, Мордор и прочие силы зла на востоке ассоциировался с Советским Союзом, а, во-вторых, католический автор, христианские аллюзии и прочая религиозная пропаганда. А девушка впала в ступор и молчит. При этом совершенно точно известно, что она все это знает, а сказать почему-то не может.
Потом уже выяснилось, в чем дело. Во время обзорных лекций перед госами студентам настоятельно не советовали во время защиты и экзаменов говорить о двух вещах: называть СССР империей зла и затрагивать вопросы религии. Как у штабс-капитана из "Новых приключений неуловимых" было два любимых занятия - слушать "Боже, царя храни" и играть на бильярде, так и у председателя комиссии, благообразной старушки, готовящейся отпраздновать 80-летний юбилей, есть два пунктика. Она не любит, когда ругают Советский Союз, и когда хоть на полшага отходят от православного катехизиса в ее личном понимании. Православной она стала не так давно, несколько лет назад, но недостаток стажа успешно компенсирует активностью. Ежели в каком произведении есть что-то неправославное, то, значить, это нехорошее произведение, как учит нас великий Дунаев. Про Толкина она ничего не знает, но если услышит, что это латынский еретик, поместивший СССР в царство диавола, то всякое может случиться...
В общем, научный руководитель и рецензент смотрят на дипломницу и недоумевают. Потом до них начинает доходить. Рецензент толкает научного руководителя в бок и шепотом говорит: "Значит так, девку надо спасать. Сейчас будем выступать. Ты - про империю зла, я - про христианские аллюзии".
В результате поставили "отлично" и рекомендовали в аспирантуру.