"В мае месяце недавно прошедшего года, четыре часа спустя после жаркого полудня..." (почти "в час небывало жаркого заката") в саду собрались несколько человек. Между ними состоялся разговор, который вряд ли занял больше часа. Потом появился гость. После приветствий он произносит фразу: "... теперь всего ведь семь часов..." Куда делись остальные часы - неясно.
Но часы - это ерунда по сравнению с остальным. Там счет уже идет на годы.
"Иосаф Платонович Висленев еще чуть не с пятнадцати лет был влюблен в дочь нанимавшего их дом инспектора врачебной управы Гриневича". А сколько ей было лет, Сашеньке Гриневич? Через несколько страниц они встречаются снова. "Так стояли дела в последний год пребывания Висленева в университете, когда Саше Гриневич только что минуло восемнадцать лет, а ему исполнилось двадцать четыре года". Получается шесть лет разницы в возрасте. Неслабо, да? Что-то плохо мне верится в пятнадцатилетнего гимназиста, влюбленного в девятилетнюю соседку. Причем девочка эта была развита не по годам. Несколько ранее "Саша журила Иосафа Платоновича за его опыты в стихотворстве. Это многих возмутило и показалось капризом со стороны Саши, но Иосаф Платонович сам сознался матери, что он писал в стихах ужасный вздор, который, однако, отразился вредно на его учебных занятиях в классе, и что он даже очень благодарен Саше за то, что она вернула его к настоящему делу". Пусть ему в период стихотворства было восемнадцать. Выслушивать критику своих стихов от двенадцатилетней девчонки - это, на мой взгляд, перебор.
Несмотря на неправдоподобие таких отношений в этом возрасте, их еще как-то можно объяснить. Но дальше происходит совсем уж полный кавардак. К восемнадцатилетней Саше сватается "генерал Синтятин, если не очень важное, то влиятельное лицо в районе губернии, вдовец, с небольшим пятидесяти лет, имеющий хорошее содержание и двухлетнюю глухонемую дочь". Итак, ей 18, ему 50 с лишним. Рассмотрим его биографию поподробнее.
"Помнили, что когда он, десять лет тому назад, приехал сюда из Петербурга в первом штаб-офицерском чине, он привез с собой экономку Эльвиру Карловну, чрезвычайно кроткую петербургскую немку". Итак, десять лет назад Синтятину за 40, и он имеет первый штаб-офицерский чин, т.е. чин майора. Это странно, т.к. генерал - чин генеральский, а не штаб-офицерский. Читаем дальше: "<...> у Эльвиры Карловны, в то время, когда она приехала с Синтятиным из Петербурга, была десятилетняя дочь, Флора. <...> Когда девочке минуло одиннадцать лет, ее стали посылать в пансион. Генерал в качестве "благодетеля" вносил за нее деньги..." Отметим, майор всего за год превратился в генерала. Но пойдем дальше: "...а через семь лет неожиданно вздумал завершить свои благодеяния, сделав ее своею законною женой". Подведем предварительный итог. Десять лет назад генералу чуть больше сорока, через год он отправляет Флору в пансион, а еще через семь лет женится на ней. Всего, стало быть, со дня приезда прошло 8 лет, а если считать от времени текущего повествования, то женитьба генерала на Флоре случилась 2 года назад.
И тут происходит скачок во времени. "Так прошло десять лет". Как это десять?! У них же всего два года оставалось?! Или имеются в виду все 10 лет со времени приезда генерала? Нет: "К концу десятого года замужества Флоре <...> Бог дал глухонемую дочку". Вот так вот, эти два года растянулись на десять. Но и это еще не все. "Эльвиры Карловны скоро не стало. <...> Через месяц после похорон Эльвиры Карловны в той же церкви отпевали Флору". Генерал Синтятин овдовел и "остался жить один с глухонемою дочкой; ему показалось очень скучно; он нашел, что для него не поздно еще один раз жениться, и сделал предложение Александре Ивановне Гриневич".
Подведем итоги. Генерал Синтятин приезжает в город с экономкой, через 8 лет он женится на дочери экономки, еще через 10 лет у него рождается дочь, умирает жена, а когда дочке исполняется 2 года, он делает предложение Саше. В сумме выходит целых 20 лет, а ведь автор писал, что Синтятин приехал "десять лет тому назад". Кстати, если верна цифра 20, то Синтятину в момент приезда было 30 с чем-то лет, что более соответствует "первому штаб-офицерскому" чину майора.
В общем, неаккуратненько как-то.