Как я понял, Быкову и Чертанову дали сценарий (получивший, кстати, приз на последнем "Кинотавре"), и они его переделали в книгу. Люди они, конечно, талантливые. Но в этот раз к священной жертве их потребовал не Аполлон, а Гермес. Жертва была принесена удачно, книга вышла тиражом 30 тысяч экземпляров, реклама на каждом углу и всё такое. Аполлон тоже по старой памяти не забывал, так что милые шутки и удачные реплики в тексте присутствуют. Более того, примерно до 2/3 книги я думал, что вот она, настоящая коммерческая литература в хорошем смысле - сюжет интересный, написано хорошо, продается прекрасно.
Но оставшаяся треть разочаровала полностью. Сюжет оказался нелогичным, заключительная часть какая-то мутная, финал слащав. Все-таки не нужно писать про жизнь после смерти, если сам в это не очень веришь. А то получилось что-то в стиле раннеперестроечного кино, когда про "религию" или "духовное" снимать уже можно было, а что это такое - никто не знал. Поэтому надо было показать какого-нибудь батюшку, какие-нибудь души в ином мире на мутном фоне, и все это под тревожную музыку. Да, и еще обязательно какие-нибудь ужасающие картины российской провинции - пьянство, продажные менты, производство стоит, все деньги в Москве. В итоге вышло что-то ложномногозначительное про странствия души и все такое. И хотя авторы книги, судя по всему, прекрасно это понимают и сами же расставили тут и там саркастических замечаний про характерные шаблоны таких фильмов, все эти шаблоны тут же и всплывают во всей своей красе, и самоирония авторов их не извиняет.
В общем, книга по фильму, а фильм - "наше новое кино". Я его не люблю.