Indefinite (definite) wrote,
Indefinite
definite

Categories:

"Красотою лепа..."

Эта фраза из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973 г.) ушла в народ: "Ах, боярыня! Красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна!"

У Булгакова в пьесе "Иван Васильевич" (1934 г.) фраза была подлиннее: "Боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна... "

Однако варианты этой фразы встречаются не только в пьесе и фильме.

У М.Волошина в стихотворении "Написание о царях московских" (1919 г.) есть такая строфа:

Царевна Ксения
Власы имея черны, густы,
Аки трубы лежаще по плечам.
Бровьми союзна, телом изобильна,
Вся светлостью облистана
И млечной белостью
Всетельно облиянна.
Воистину во всех делах чредима.
Любила воспеваемые гласы
И песни духовные.
Когда же плакала,
Блистала еще светлее
Зелной красотой.

Царевна Ксения - дочь Бориса Годунова и внучка Малюты Скуратова, женщина трудной судьбы (много текста, прочитать можно потом, такоже и здесь). Первый ее жених, шведский принц Густав, по разным причинам жениться не смог, второй жених, принц датский Иоанн, скончался незадолго до свадьбы. Лжедмитрий сделал ее своей наложницей, а потом отправил в монастырь, где она была пострижена под именем инокини Ольги. Такая судьба нашла отражение в многочисленных народных (а иногда и приписываемых ей самой) песнях и сказах. В 19 веке про нее писали "женские романы" и картины.

Волошин (и - более кратко - Булгаков) близко к тексту пересказывают портрет Ксении из "Повести князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского" (1626): "Царевна Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зельною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губам, очи имея черны, велики, светлостию блистаяся; когда же в жалости слезы от очию испущаще, тогда наипаче светлостию зельною блисташе; бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока, ни низка; власы имея черны, велики, аки трубы по плечам лежаху; воистину, во всех женах благочиннейша, и писанию книжному [обучена], и многим цветуще благоречием, во всех делах чредима; гласы воспеваемыя любляше, и песни духовныя любезне слышати любляше".

Вот такая вот предшественница Зиночки, жены изобретателя Шурика.

Интересно, что помимо "литературной" линии бытования этого описания (Волошин, Булгаков и т.д. вплоть до ухода в народ через фильм) существует и "фольклорная" линия, которая также привела к уходу этого описания в народ, при этом минуя все литературно-кинематографические звенья. На христианском сайте непонятной конфессиональной принадлежности есть раздел "свадебные сценки", среди которых есть вот такая: "Приходит наш добрый молодец домой и встречает его там красавица невиданная. Дева чудного домышления, зельною красою лепа, бела и лицем румяна, бровьми союзна, телом изобильна, очи имея черные великие. Не высока, не низка, власы имея черные, аки трубы, по плечам лежащие и песни духовые слушащи любящи". Судя по всему, предполагается разыгрывать эти сценки во время свадеб. Содержание сценки свидетельствует о ее недавнем происхождении, а процитированный отрывок явно взят непосредственно из первоисточника - популярной в 17 веке повести князя Катырева-Ростовского.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments