Знать законы, свои права и т.д. необходимо, это очевидно. Но. В произошедшей истории очень важен фактор неожиданности. Любой нормальный человек более или менее трезво оценивает наличие потенциальной угрозы. Идешь на митинг антиглобалистов - можешь поучить дубинкой от ОМОНа. Заходишь поздно вечером в темную подворотню в плохом районе - можешь быть ограбленным. Переходишь дорогу в неположенном месте - и так понятно. Соответственно, человек выбирает либо уход от потенциальной опасности (не ходить на митинг или в подворотню), либо, если уж пошел, то напрячься, постараться избежать опасности или минимизировать ее и, во всяком случае, отдавать себе отчет в существовании этой опасности и быть внимательным. Есть также опасности, угрожающие не всем, а определенным категориям людей - кавказцам без прописки в Москве, летчикам-испытателям и т.п., и все эти люди прекрасно знают об этой опасности и готовы к ней. Помимо этого, разумеется, существует общая и равная для всех опасность, которая в разных дискурсах обозначается как "кирпич на голову упадет" или "act of God". Но поскольку эта опасность присутствует всегда, и ее вероятность тоже равна в любой момент, ее обычно игнорируют.
Так вот, исходя из всего вышеперечисленного, прилично одетому человеку утрированно славянской внешности, имеющему московскую прописку, стоящему солнечным летним вечером у станции метро "Тимирязевская", не угрожает абсолютно ничего. Если он пьет пиво, появляется легкая вероятность угрозы расстаться со 100 рублями штрафа. Но это мелочь, не стоящая внимания. И у когда такого абсолютно беззаботного человека вдруг на пустом месте возникает серьезный конфликт с милицией, то возникает ситуация сильнейшего стресса, при которой тут же вылетают из головы все те мудрые советы о знании прав и законов, которые дают спокойно сидящие у мониторов люди. Это, безусловно, очень хорошие советы, но толку от них примерно столько же, сколько от советов, которые дает футболистам сидящий у телевизора болельщик.
Можно (и нужно) сделать выводы на будущее. Знать, как себя вести в таких-то ситуациях. Но при этом придется ходить по улицам с ощущением постоянной опасности. Я не знаю, возможно ли это. Но я уверен, что это неправильно.
И второе. Если бы к
Если бы мент заломал прохожему руку и с матюками поволок в воронок, то неизвестно, как бы все повернулось. Но он просто попросил предъявить документы. Это, в принципе, незаконно, но проще предъявить (документы-то в полном порядке!), чем спорить. Это одна маленькая уступка. Потом мент идет с документами к машине. Можно спорить, возмущаться, но мент же сказал, что есть ориентировка, так что наверняка в машине разберутся. Это вторая маленькая уступка. Машина оказывается перевозкой вытрезвителя, деваться уже некуда, но есть надежда, что в вытрезвителе разберутся (он же трезвый!) и отпустят. Каждый раз, когда делается уступка, человек незаметно теряет свой статус. До проверки он обычный гражданин. По дороге к машине он уже подозреваемый. По дороге к вытрезвителю он уже задержанный в нетрезвом виде. После регистрации в вытрезвителе он собственно клиент вытрезвителя, причем сам же со всеми действиями согласившийся. И поэтому когда человека вдруг отпускают, полностью возвращая утерянный статус, то уже не хочется никакого качания прав - лишь бы уйти поскорее из этого кошмара. И при этом еще остается мерзкий осадок оттого, что тебя использовали с твоего же согласия и при полной твоей поддержке. Поэтому я прекрасно понимаю нежелание снова связываться со всей этой историей.
А выводов у меня нет никаких. Разве что помнить, что все под Богом ходим.