Но я не об этом. Я хотел привести несколько цитат из переписки и комментариев.
1. Георгий Иванов - Иванову-Разумнику. 26 мая 1942 г. Биарриц.
"Что Вы думаете делать, когда Вас выпустят из карантина? К тому времени, даст Бог, возьмут Москву, а может быть и много подальше. Не верю, что большевики могут еще долго держаться. А когда рухнут, то на диком пожарище русской культуры, выискивать черепки и тушить головешки, показывать - вот тут было то-то, а здесь то-то - кто же это может сделать кроме нас - не погибших в сумасшедшем доме, не не ставших и орденоносцами? Вот этого я уже годы как жду".
2. Нина Берберова - Иванову-Разумнику. 3 мая 1946 г. Париж.
"Здесь мы очень разобщены, и из былых друзей я кое-кого потеряла. Есть две газеты, одна под редакцией Московского*, другая - в том же роде. <...> Г.Иванов работает у Московского".
* Подразумевается газета "Советский патриот", о которой Г.П.Струве пишет: ""Советский патриот" <...> был органом новообразованного Союза советских патриотов и как бы официозом советского посольства в Париже".
3. С.П.Постников* - Иванову-Разумнику. 24 мая 1942 г. Прага.
"Для того, чтобы ориентироваться Вам в европейских делах, прочитайте "Мейн Кампф" Гитлера и "Миф двадцатого века" Розенберга. Это Вы легко можете достать в лагере. Проклятье русской жизни - большевистская форма правления, но русское движение могло быть и иным, если бы огромное народное движение не было задавлено и искажено марксизмом".
* С.П.Постников - друг Иванова-Разумника, член партии эсеров. В 1921-1945 гг. в эмиграции в Праге. Один из основателей и заведующий библиотекой Русского Исторического Архива. После занятия Праги советскими войсками арестован и осужден на 5 лет. Вернулся в Прагу в 50-х гг.
4. С.П.Постников - В.Б.Шкловскому. 22 марта 1946 г. Один из лагерей ГУЛАГа.
"Срок у меня - 5 лет. Отсидел я 10 месяцев. <...> Во время войны я был горячим патриотом, помогал нашим военнопленным и советским интернированным гражданам. Спасал русских и других евреев. <...> С радостью я встретил сталинскую танковую дивизию, которая примчалась на помощь пражанам. <...> Надеюсь на помилование".
Я далек от того, чтобы осуждать кого бы то ни было. Это просто свидетельства эпохи.