"Вспомните: кто является самым любимым и часто поминаемым в народе русским писателем? Кто создал русский литературный язык? Кто стал символом одновременно и русской державности и русского бунта? Кто, в конце концов, будет дверь за собой закрывать?
Конечно Пушкин. Два столетия истории России прошли под этим именем. Но знает ли кто-нибудь, кроме героев этой книги, истинное лицо гениального автора "Евгения Онегина"? Открывал ли кто-нибудь еще некую рукопись, хранящую темные тайны русского потомка африканских колдунов?.."
В общем, издатели книги сделали, казалось бы, все возможное и невозможное, чтобы ни один нормальный человек не взял эту книгу в руки, а если бы и взял, то тут же положил на место со смущенной улыбкой, призванной продемонстрировать окружающим, что вот это его, читателя, совсем не интересует, так случайно вышло.
И тем не менее я ее прочел.
Давненько я не читал настолько хороших книг. Что, впрочем, неудивительно, так как хороших книг я на самом деле давно не читал, а эта книга очень хорошая. Там четыре сюжетных линии и четыре времени действия - наши дни и рукопись, за которой гоняются все, кому не лень; 1830-е годы и Пушкин, который пишет эту рукопись; наши дни и поэт Александр П., который в 1991 году написал оду "Вольность", а в 1993 году - "Стансы", который подзаработал денег на "Пиковой даме" (хотя по тиражам и не переплюнул Акунина), "Русалку" которого Дмитрий Быков сравнивал с ранней Петрушевской, который учился в МГИМО и так далее (лучшая, на мой взгляд, линия в книге); и четвертая линия - Большой и Маленький писатели, которые обсуждают, как им поступить с остальными персонажами и на что они потратят деньги от этой халтурки. Там некоторое количество стихов и большое количество отсылок ко всему, что только можно. Вчера, когда я еще не дочитал эту книгу, а написать про нее уже хотел, я подумал, что уподоблю ее книгам Умберто Эко. Хрен-то. Авторы устами Издателя сами себя ему уподобили. И правильно сделали, между прочим, хотя одно отличие между Эко и Дауном все же есть - Даун верит в, чтобы не кощунствовать зазря, высшую метафизическую сущность.
Глупо было бы пересказывать сюжет конспирологического романа, так что не буду. И самые лучшие аллюзии и эти... как их... реминисценции тоже нехорошо цитировать, чтобы не лишать остальных удовольствия. Но для примера все ж таки не удержусь. Есть в книге такой эпизодический персонаж - "кругленький длинноволосый человек", часто выступающий по телевизору, - отец Филарет. Из речей о. Филарета:
"- А вот в Америке Пушкина ненавидят. Его даже обвиняют в антисемитизме, вы это можете себе представить? Я был просто в шоке: этот негритенок, эфиоп - и вдруг антисемит! Его заклеймили антисемитом на том основании, что он "не создал ни одного положительного образа еврея"! Было бы что создавать...
- Он не эфиоп, - сказал Саша. - Он вроде бы камерунец.
- Да? скажите как интересно... - рассеянно пробормотал о.Филарет. - Так вот, касательно "положительного образа еврея": если мы задумаемся, что собой представляет праздник Пурим...
<...>
- ...И перед Второй мировой войной фашистская верхушка договорилась с мировыми сионистскими организациями устроить для спасения евреев гетто..."
И вот примерно так, понимаете ли, все время. Вернее не так, а по-разному, но все время очень хорошо. И не смешно совсем, хотя временами очень даже смешно, и чем дальше, тем печальнее. Не пытайтесь понять, это читать надо.
В общем, наступите на горло своему хорошему вкусу (я про аннотацию книги) и жабе (книга не то чтоб дешевая), идите в магазин, покупайте и читайте немедленно. Ни на минуту не пожалеете. Потом поздно будет.
P.S. Очереди за этой книгой пока не выстраиваются. В магазинах она стоит далеко не на самом видном месте. В рейтингах продаж первые строчки не занимает. В общем, фигово она продается. И если после прочтения моего отзыва книгу купят хотя бы человек 10, то кривая роста продаж резко подскочит вверх. Я считаю, что авторы должны мне за это проставиться, ведь они же для денег ее писали.
P.P.S. А книгу обязательно приобретите. Пока не поздно.