Indefinite (definite) wrote,
Indefinite
definite

Category:

Д.Быков, "Эвакуатор"

При чтении вот уже третьего романа Быкова мне в очередной раз приходит мысль о том, что романы он писать не умеет. Все они весьма неоднородны, действие то скачет, то затягивается, сюжеты выглядят заимствованными из недавних (или давних) бестселлеров. И каждый раз после прочтения становится понятно, что форма для него не играет никакой роли, так как для него главное - что и как сказать, а в какой именно форме - в статьях, стихах или прозе - неважно. Не это там главное.

Лирическое отступление. Иногда я встречаю людей, которым Быков не нравится, и никогда не могу понять, почему. Наверное, в качестве ведущего "Времечка" он не всегда может произвести впечатление одного из гениальнейших поэтов и писателей нашего времени, каковым он на самом деле является, но выступает же он и в других ипостасях. Например, вчера у Соловьева. Конец лирического отступления.

Так вот, Быков в очередной раз написал гениальный роман. Может быть, это не сразу заметно на фоне других его произведений, которые тоже гениальны, но этот гениален немного иначе. В "Оправдании" героями были ходячие иллюстрации идей, в "Орфографии" героями были персоны из мемуаров, а в "Эвакуаторе" герои - наши знакомые. В смысле, соседи, родственники, коллеги по работе, сетевые приятели и бывшие однокурсники. Во всяком случае, я лично знаком с половиной персонажей, а про вторую половину они мне рассказывали в курилке или за кружкой пива. Помимо персонажей в романе есть еще любовь, размышления о судьбах родины, неожиданные сюжетные повороты и философские обобщения. Думаю, что для многих моих френдов будет любопытно наткнуться в тексте на такие слова, как Нескучный сад, клуб "Ротонда", Щербаков, дизайнер глянцевого журнала, Арагорн, Анна Политковская, бр. Стругацкие и ЖЖ.

А еще там в конце есть стихи. Так и называются, "Стихи вокруг романа". Многие из них уже публиковались в сети, а в книжном виде, кажется, впервые. Вот, например (может быть, не самое лучшее, но самое первое в подборке и самое короткое):

БАСНЯ

Да, подлый муравей, пойду и попляшу,
И больше ни о чем тебя не попрошу.
Hа стеклах ледяных играет мертвый глянец.
Зима сковала пруд, а вот и снег пошел.
Смотри, как я пляшу, последний стрекозел,
Смотри, уродина, на мой последний танец.

Ах, были времена! Под каждым мне листком
Был столик, вазочки, и чайник со свистком,
И радужный огонь росистого напитка:
Мне только то и впрок в обители мирской,
Что добывается не потом и тоской,
А так, из милости, задаром, от избытка.

О праздность нежная! О летние дары!
О бесполезные, бесплатные пиры -
Пыльца медовая, глоток цветочной браги!
Пока меня никто не гнул и не ломал -
Ах, думается мне, я больше понимал,
Чем гордые борцы и честные трудяги.

Замерзли все цветы, ветра сошли с ума,
Все, у кого был дом, попрятались в дома,
Согбенные рабы соломинки таскают:
Мы ж, не способные к работе и борьбе,
Умеем лишь просить "Пусти меня к себе!" --
И гордо подыхать, когда нас не пускают.

Когда-нибудь в раю, где пляшет в вышине
Веселый рой теней, - ты подползешь ко мне,
Худой, мозолистый, угрюмый, большеротый, --
И, с завистью следя воздушный мой прыжок,
Попросишь: "Стрекоза, пусти меня в кружок!" --
А я тебе скажу: "Пойди-ка поработай!".

В общем, книга обязательна к прочтению в качестве современной классики и будущего лауреата всяческих премий.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments