Лирическое отступление. Иногда я встречаю людей, которым Быков не нравится, и никогда не могу понять, почему. Наверное, в качестве ведущего "Времечка" он не всегда может произвести впечатление одного из гениальнейших поэтов и писателей нашего времени, каковым он на самом деле является, но выступает же он и в других ипостасях. Например, вчера у Соловьева. Конец лирического отступления.
Так вот, Быков в очередной раз написал гениальный роман. Может быть, это не сразу заметно на фоне других его произведений, которые тоже гениальны, но этот гениален немного иначе. В "Оправдании" героями были ходячие иллюстрации идей, в "Орфографии" героями были персоны из мемуаров, а в "Эвакуаторе" герои - наши знакомые. В смысле, соседи, родственники, коллеги по работе, сетевые приятели и бывшие однокурсники. Во всяком случае, я лично знаком с половиной персонажей, а про вторую половину они мне рассказывали в курилке или за кружкой пива. Помимо персонажей в романе есть еще любовь, размышления о судьбах родины, неожиданные сюжетные повороты и философские обобщения. Думаю, что для многих моих френдов будет любопытно наткнуться в тексте на такие слова, как Нескучный сад, клуб "Ротонда", Щербаков, дизайнер глянцевого журнала, Арагорн, Анна Политковская, бр. Стругацкие и ЖЖ.
А еще там в конце есть стихи. Так и называются, "Стихи вокруг романа". Многие из них уже публиковались в сети, а в книжном виде, кажется, впервые. Вот, например (может быть, не самое лучшее, но самое первое в подборке и самое короткое):
БАСНЯ
Да, подлый муравей, пойду и попляшу,
И больше ни о чем тебя не попрошу.
Hа стеклах ледяных играет мертвый глянец.
Зима сковала пруд, а вот и снег пошел.
Смотри, как я пляшу, последний стрекозел,
Смотри, уродина, на мой последний танец.
Ах, были времена! Под каждым мне листком
Был столик, вазочки, и чайник со свистком,
И радужный огонь росистого напитка:
Мне только то и впрок в обители мирской,
Что добывается не потом и тоской,
А так, из милости, задаром, от избытка.
О праздность нежная! О летние дары!
О бесполезные, бесплатные пиры -
Пыльца медовая, глоток цветочной браги!
Пока меня никто не гнул и не ломал -
Ах, думается мне, я больше понимал,
Чем гордые борцы и честные трудяги.
Замерзли все цветы, ветра сошли с ума,
Все, у кого был дом, попрятались в дома,
Согбенные рабы соломинки таскают:
Мы ж, не способные к работе и борьбе,
Умеем лишь просить "Пусти меня к себе!" --
И гордо подыхать, когда нас не пускают.
Когда-нибудь в раю, где пляшет в вышине
Веселый рой теней, - ты подползешь ко мне,
Худой, мозолистый, угрюмый, большеротый, --
И, с завистью следя воздушный мой прыжок,
Попросишь: "Стрекоза, пусти меня в кружок!" --
А я тебе скажу: "Пойди-ка поработай!".
В общем, книга обязательна к прочтению в качестве современной классики и будущего лауреата всяческих премий.