Эни-бени, рики-факи,
Турба-урба, синтибряки,
Дэу-дэу-краснодэу,
Бац!
и
Уна, дуна, рес,
Квинтер, финтер, жес,
Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба
(а также их вариации), то изначальная формула, стоящая за этими заклинаниями, может быть реконструирована в следующем виде:
"Я делаю одно хорошее дело, обвожу плугом границы будущего города в первозданном хаосе".
Следует отметить, что имеется также научное обоснование данной интерпретации.
Обратимся к фундаментальной работе К.Кереньи и К.Г.Юнга "Введение в сущность мифологии". В "Пролегоменах" Кереньи пишет, в частности, следующее:
"Не будет безосновательным обобщением говорить о том, что мифология повествует об истоках или по крайней мере о том, что было изначально. Когда мифология говорит о младшем поколении богов, например, о богах греческой истории, то эти последние также означают начало мира - мира, в котором греки жили под властью Зевса. Боги настолько "изначальны", что новый мир всегда рождается с новым богом, символизирующим новую эпоху или новый аспект мира. Боги присутствуют не только вначале, когда они сами возникли, и не только в периодических повторениях этого первого рождения, т.е. в космических явлениях и представительстве на празднествах. И хотя они присутствуют постоянно, мифологемы, развертывающие в повествовательной форме то, что содержится в образах богов, всегда относятся к первоначальному времени.
<...>
Основание городов, которые были построены в периоды, еще знавшие живую мифологию, и которые претендовали на то, чтобы быть образами космоса, непосредственно связано с тем, что космогонические мифологемы дают почву миру. Эти города основаны таким образом, как будто они выросли из двух архэ* (абсолютного архэ, где человек начинается, и относительного архэ, где он становится продолжением своих предков). Тем самым они покоятся на том же божественном основании, что и сам мир. Они становятся тем, чем в равной степени были в античности: и город, и мир - местом, где живут боги".
*архэ (греч.) - начала, первичные принципы
"Противоречия, которые содержатся в сообщениях о церемониях основания городов в древнем Риме, гармонически разрешаются, как только мы понимаем, что принцип архаического градостроительства заключался в том, чтобы эти мини-миры следовали тому же идеальному плану, в соответствии с которым человек, выражаясь мифологически, "знает", как организована его собственная тотальность, и который он также усматривает в существе большого мира. <...> Церемониал является переводом мифологического содержания в действие. Если строго придерживаться церемонии, то можно говорить о выполнении мифологического плана.
<...>
Согласно наиболее детальному описанию Римского градостроения в Плутарховой биографии Ромула, существовал описанный плугом круг с обозначенным центром. Центр имел форму круглого углубления, называемого mundus.
<...>
Города, основанные Римом, coloniae, согласно Варрону, в старых документах назывались urbes от orbis, "круглый", или urvo, "пахать".
=====================
Таким образом можно сделать вывод о том, что в считалках происходит вечное возвращение к сотворению Города и - шире - Мира как места преобразования хаоса в космос. Небезынтересно также отметить, что при произнесении сакральных текстов дети по традиции становятся в круг, что подтверждает предначальную архаичность обряда.
В контексте данного исследования нельзя не привести выходные данные книги, которая была использована для цитирования статьи К.Кереньи:
Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. - Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.